RUEN
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КЛУБ
ДВЕ СТОЛИЦЫ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
МОСКВА
ПАРТНЕРЫ:

Баян. Ручная гармоника - Баян.

Баян. Ручная гармоника - Баян.

Баян!

Баян - русский язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым (аккордовым) или готово-выборным аккомпанементом на левой.

Баян является разновидность ручной гармоники.

 

Баян. История баяна.

Прототип «баяна» появился в 1891 году в Германии. В этом году баварским мастером Мирвальдом из города Зилетуе была сконструирована и изготовлена первая ручная гармоника с полным хроматическим звукорядом.

Ручная гармоника Мирвальда имела трёхрядную кнопочную правую клавиатуру с диапазоном в четыре октавы. Звук гармоникой при разжиме-сжиме меха издавался одинаковый. Аккомпанемент левой клавиатуры поначалу состоял только из мажорных трезвучий, но вскоре он был усовершенствован и состоял уже из 12-ти басовых звуков в 1-м ряду (от меха), мажорных и минорных трезвучий во 2-м и 3-м ряду соответственно.

В 1892 году ручная гармоника Мирвальда стала известна и в России, где систему звукоряда её правой клавиатуры стали называть «заграничной», а позже, когда в 20-ом веке такие гармоники стали изготавливать московские мастера (например, Ф. М. Захаров и П. П. Ватутин), а затем в Туле и других городах Центральной России – «московской».

Русские гармонные мастера внесли важное усовершенствование в конструкцию левой клавиатуры гармоники Мирвальда - они применили валиковый механизм, вместо механизма из гнутых рычагов. Валиковая система используется в современных ручных гармониках.

 

Баян. Название «Баян» в русской традиции.

Самое первое известное упоминание названия «Баян» встречается на обложке самоучителя «Новейший практический самоучитель для ручной гармонии рояльного (фисгармонного) строя, Вятской, Ливенки и Кларнетной „Баян“. Составил С. Егоров. Рославль, 1903».

Название «Баян» для ручной гармоники в России стало широко использоваться благодаря двум людям - Пётру Егоровичу Стерлигову и Якову Фёдоровичу Орланскому-Титаренко.

В сентябре 1907 года в Петербурге мастер Пётр Егорович Стерлигов изготовил ручную гармонику, над которой работал более двух лет, для выдающегося гармониста Якова Фёдоровича Орланского-Титаренко.

Орланский-Титаренко сразу дал этому инструменту название «Баян» в честь древнерусского певца-сказителя Бояна, упоминаемого в поэме «Слово о полку Игореве». Также Орланский-Титаренко начал впервые использовать это название на своих афишах в начале мая 1908 года в Москве.

Баянами называл свои ручные гармоники и сам Пётр Стерлигов.

Для облегчения освоения нового вида хроматической гармоники, переходя на неё с игры на двухрядной гармони, Пётр Стерлигов изменил московскую раскладку трёхрядной правой клавиатуры и добавил вспомогательный ряд кнопок (1-й от меха), дублирующий четвёртый ряд. Раскладка правой клавиатуры Стерлигова получила название петербургской, а позднее - ленинградской.

В 1913 году Петр Стерлигов изготавливает первый в России, а возможно и в мире, пятирядный баян с двумя вспомогательными рядами кнопок в правой клавиатуре, как у современного баяна.

Следом за Петром Стерлиговым пятирядные баяны стали изготавливать и другие мастера.

 

Баян. Современная ручная гармоника – «Баян».

В период 1930-1935 годов ленинградская раскладка Стерлигова была вытеснена из использования более удобной московской раскладкой.

Баяны выпускаются разными, в том числе известными, производителями музыкальных инструментов.

Баян в руках виртуозного мастера, звучит потрясающе красиво!

 Баян. Современный баян.

Баян. Современный баян.

  Баян. Современный цифровой баян.

Баян. Современный цифровой баян.

 Баян. Баян на эстраде. Мастера игры на баяне.

Баян. Баян на эстраде. Мастера игры на баяне.

 

 

Баян. Ручная гармоника - Баян.

 Автор: Иванов Александр Вячеславович

 

 

ПАРТНЕРЫ:

Политический-Клуб-Две-Столицы.рф
© 2-capital.ru