RUEN
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КЛУБ
ДВЕ СТОЛИЦЫ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
МОСКВА
ПАРТНЕРЫ:

Москва - Исторические места - Московский Кремль

Москва - Исторические места - Московский Кремль

Московский Кремль

Москва. Кремль. Исторические места Москвы. Московский Кремль.
Москва столица Российской Федерации.
Москва город с большой и интересной историей.
Москва современный мегаполис, одна из лучших столиц мира.

История Москвы. История Московского Кремля.
К самым известным историческим местам Москвы относятся Московский Кремль и расположенная рядом с Кремлем Красная площадь.
Сегодня Московский Кремль и Красная площадь относятся к ряду самых известных памятников российской и мировой истории.

Красная площадь

Москва. Кремль. Красная площадь, Московский Кремль, Манежная площадь, Александровский сад, Храм Василия Блаженного, - находятся в самом центре Москвы и имеют многовековую историю. Эти места любят посещать жители Москвы, российские и иностранные туристы. Московский Кремль ежедневно посещают тысячи людей.


Москва. Кремль. Московский Кремль это крупный архитектурный комплекс, крепость, исторический центр Москвы, расположенный на левом берегу Москвы-реки, на Боровицком холме, наиболее древняя часть города.
Москва. Кремль. В настоящее время Московский Кремль является резиденцией Президента Российской Федерации и одним из главных историко-художественных комплексов страны.


Исторические места Москвы. Московский Кремль и его история.
История Кремля. Эти места были населены с давних времен. Первые поселения на территории Московского Кремля относятся к бронзовому веку (2-ое тысячелетие до нашей эры).
История Кремля. У современного Архангельского собора в ходе археологических раскопок были найдены остатки финно-угорского поселения, относящегося к раннему железному веку (2-ая половина 1-го тысячелетия до нашей эры).
История Кремля. Первоначально Кремль служил как укрепление славянского посёлка, возникшего на Боровицком холме, мысе при впадении реки Неглинной в Москву-реку.
История Кремля. В 1147 году сын Владимира Мономаха суздальский князь Юрий, прозванный Долгоруким, возвращаясь из похода на Новгород, пригласил к себе на пир своего союзника и родственника новгород-северского князя Святослава Ольговича: “Приди ко мне, брате, на Москов” . Здесь, в Москве, они держали совет, и Юрий, по словам летописца, дал гостю “обет силен”.
История Кремля. 1147 год, когда обнаружено первое летописное упоминание о Москве, принято считать официальной датой основания древнего города.
История Кремля. В 1156 году, как рассказывает тверской летописец, были построены первые деревянные стены Московского Кремля, территория Кремля была намного меньше современной, протяженность стен была всего 700 метров. Вокруг Кремля были разбросаны многочисленные села и деревни. Крепость служила для окрестного населения и административно-хозяйственным центром и надежным местом укрытия в случае нападения врагов.
История Кремля. Построенный во второй половине 13-го века детинец (укрепленный центр поселения, или кремль) существовал около 200 лет. В 13-ом веке жителям Москвы пришлось испытать страшное вражеское нашествие. В 1238 году Москва была сожжена и разграблена полчищами хана Батыя. На месте древнего города остались лишь груды пепла.
История Кремля. В конце 13-го века Москва стала центром небольшого удельного княжества, а Московский кремль с 1264 года стал резиденцией князей Москвы.
История Московского Кремля. По мере усиления политического значения нового московского княжества росла и обстраивалась его столица, закладывались первые каменные постройки.
История Московского Кремля. 14-ый век был временем больших строительных работ в Московском Кремле. Были заложены белокаменные соборы, новые княжеские хоромы. Появился двор митрополита, увеличилось количество боярских дворов.
История Московского Кремля. В 1339-1340 годах при князе Иване Данииловиче, за пять месяцев были возведены мощные дубовые стены вокруг Кремля. Московский Кремль стал политическим центром феодального княжества, резиденцией великих князей и митрополитов.
История Московского Кремля. В 1367-1368 годах молодой князь Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты (будущий Дмитрий Донской), построил в Кремле белокаменные стены и башни Кремля – это были первые каменные укрепления Владимиро-Суздальской Руси. Территория крепости была расширена в северо-восточном направлении почти до современных размеров. По тому времени это были первоклассные укрепления. Вскоре Москва начинает расширять свои владения и из небольшой пограничной крепости, какой она была в 12-ом веке, Москва становится крупным торговым городом.
История Московского Кремля. Белокаменный Кремль Дмитрия Донского прослужил более 100 лет. За это время многочисленные осады врагов, частые пожары сильно разрушили Кремлевские стены и башни.
История Московского Кремля. В период с 1485 года по 1495 год были выстроены новые, кирпичные стены и башни Кремля, расширена его территория, особенно в северной и юго-восточной частях. Лучшие зодчие и строители древнерусских городов были привлечены к возведению мощных укреплений. В Московию пригласили итальянских архитекторов, которые в это время славились в Европе своими крепостными сооружениями. Их имена вошли в историю мировой архитектуры как имена участников создания уникального кремлевского ансамбля.
История Московского Кремля. В результате стены Кремля получили современные очертания неправильного треугольника. Теперь их протяженность с башнями составляет 2235 метров. Площадь Московского Кремля стала равной примерно 28 гектарам.
История Московского Кремля. Стены нового Кремля возводились с учетом рельефа местности. Высота их- от 5 до 19 метров, толщина- от 3,5 до 6,5 метров. Всего на стенах 1045 зубцов с узкими щелевидными бойницами. По верху стены проходит боевая площадка шириной от 2 до 4,5 метра, защищенная с внешней стороны зубцами (мерлонами) . Она служила воинам для боевых действий, а также маршем для обхода стен.
История Московского Кремля. Возводить укрепления в конце 15-го века начали с южной стороны Кремля, выходящей к Москве - реке, откуда чаще всего можно было ждать набегов. Первой в 1485 году итальянский архитектор Антон Фрязин соорудил Тайницкую башню. Под башней был вырыт колодец и проделан тайный ход к Москве-реке, чтобы в случае осады снабжать Кремль водой. Отсюда башня и получила свое название - Тайницкая.
История Московского Кремля. Рядом с двором боярина Беклемишева в1487 году другой итальянский зодчий - Марко Фрязин возводит высокую, стройную, круглую в плане угловую башню, которую и называют Беклемишевской. Угловая башня, построенная выше по течению Москвы- реки, в устье реки Неглинной, стояла рядом с двором знатных бояр Свибловых. Позднее в ней установили первый водопровод в Москве, подававший воду в верхние кремлевские сады. С того времени и саму башню стали называть Водовзводной. В эти же годы сооружаются береговые Благовещенская, первая и вторая Безымянные и Петровская башни. Семь мощных башен поднялись вдоль южной стороны Кремля. В 1490 году на западной стене Кремля, на месте древнейшего въезда в Кремль, итальянский зодчий Пьетро Антонио Солари построил Боровицкую проездную башню, а на восточной стене, на месте старой Тимофеевской башни, - КонстантиноЕленинскую. Здесь появится и Сенатская башня.
История Московского Кремля. В 1491 году архитектор Пьетро Антонио Солари соорудил Фроловскую (ныне Спасская) и Никольскую башни. Над проездными воротами Фроловской башни установили белокаменные плиты с резными надписями. Уже в то время памятникам Московского Кремля придавали большую историческую значимость. Сегодня это древнейшие памятные доски Москвы. На одной плите, со стороны Красной площади, надпись выполнена на латыни, а на другой, со стороны Кремля, - древнерусской вязью.
История Московского Кремля. C 17-го века в честь иконы Спаса, помещавшейся над главными, проездными воротами, башню стали называть Спасской. Никольскую башню, как рассказывают летописи, заложили на новой, присоединенной к Кремлю территории. Стены от нее повели в сторону реки Неглинной. В 1492 году рядом с двором бояр Собакиных возвели третью угловую башню - Собакину, которую ныне называют Угловой Арсенальной. К 1495 году вдоль болотистых берегов реки Неглинной заканчивают строительство стройной цепи башен: Троицкой, Средней Арсенальной, небольших Комендантской и Оружейной.
История Московского Кремля. Несколько позже остальных, в 1680 году, была сооружена затейливая Царская башня в виде каменного шатра на кубышкообразных столбах, поставленных на кремлевской стене. Белокаменные детали, островерхие фронтоны, круглые пирамидки по углам и восьмигранный шарик с золоченым флюгером придают ей вид теремка из русских сказок. В старину на ее месте находилась деревянная башенка, с которой, по преданию, Иван Грозный наблюдал за всеми событиями, происходившими на Красной площади. На ней некогда висел колокол Спасский набат. Набатный колокол находился одно время и на другой башне Набатной, расположенной по соседству с Царской, напротив храма Василия Блаженного, но возведенной на два века раньше, в 1495 году. Надо отметить, что во время народного восстания в 1771 году, с помощью этого колокола восставшие собрали народ в Кремль. После подавления восстания, Екатерина II так и не узнав, кто звонил и поднимал народ, приказала вырвать у колокола язык. После этого колокол провисел на Набатной башне более 30 лет. Но во время ремонта башни в 1803 году он был снят и передан в Арсенал, в 1821 году помещен в Оружейную палату, где находится и поныне.
История Московского Кремля. Всего в Кремле насчитывается 20 башен, 19 из них расположены по периметру стен, а двадцатая, Кутафья, - предмостная, отводная от соседней Троицкой башни. Как видим, каждая башня имеет свой оригинальный архитектурный облик, свое название и свою историю. В 17-ом веке кремлевские башни были надстроены высокими каменными шатрами причудливой формы. Шатры эти придали суровым башням средневековья исключительную стройность и неповторимую красоту. В Кремле в 17-ом веке было выстроено несколько подземных сооружений - тайников, часть которых предназначалась для укрытия людей и ценностей, а часть- для обеспечения защитников крепости питьевой водой. Для борьбы с вражескими подкопами были прорыты длинные каменные подземные галереи. C двух сторон Боровицкий холм омывали реки Неглинная (с юго-запада) и Москва (с южной стороны) . Со стороны Красной площади в начале 16-го века был вырыт ров шириной 32 метра и глубиной около 12 метров. Он соединил обе реки. Московский Кремль стал островной крепостью.
История Московского Кремля. С точки зрения военно-инженерного искусства Московский Кремль представлял собой выдающееся сооружение, соответствовавшее всем требованиям мировой оборонительной техники того времени.

История Московского Кремля. Кремлевские Башни.
Московский кремль. Башни Кремля.
Московский кремль. Спасская Башня. Одна из самых красивых и величественных башен Кремля - Спасская. Она имеет парадные проездные ворота. В 17-ом веке через ров к воротам был построен мост на арках, шириной 10 метров, длиной 42 метра. На Спасском мосту шла оживленная торговля книгами, гравюрами, лубком.
Московский кремль. Спасская Башня. Спасская башня имеет 10 этажей. Три этажа Спасской башни заняты механизмами кремлевских курантов. Известно, что первые часы в Москве были установлены в 1404 году на великокняжеском дворе в Кремле, на Соборной площади, недалеко от того места, где ныне стоит Благовещенский собор. Летописи рассказывают, что установил их монах по имени Лазарь. Эти часы были в числе первых в Европе и считались чудом своего времени.
Московский кремль. Спасская Башня. В 1621 году были заказаны новые часы английскому мастеру Христофору Головею, приехавшему в Москву на царскую службу. Под руководством Головея часы изготовили русский кузнец Ждан с сыном и внуком и литейщик Кирилл Самойлов. В 1625 году зодчий Бажен Огурцов надстроил для них существующий ныне шатровый верх Спасской башни. Те первые часы Спасской башни были устроены очень интересно. Их циферблат был разделен не на 12, как сейчас принято, а на 17 частей и вращался. А неподвижный “луч солнца”, укрепленный сверху, служил указательной стрелкой.
Московский кремль. Спасская Башня. Часы Головея довольно быстро пришли в негодность. При Петре I, в 1706-1709 годах, их заменили новыми, выполненными в Амстердаме в 1704 году. Кузнец Никифор Яковлев с помощниками установил эти огромные часы, привезенные на 30 подводах. Но вскоре и они остановились, а после пожара 1737 года вообще пришли в негодность.
Московский кремль. Спасская Башня. Ныне действующие часы, знаменитые куранты, установлены на Спасской башне в 1851-1852 годах. Использовав старые детали, мастера братья Бутеноп создали новые часы. На игральный вал часового механизма была набрана музыка “Коль славен” и “Преображенский марш”. Внутреннее переоборудование башни для этих часов было выполнено под руководством архитектора К. А. Тона. Часы расположены на седьмом, восьмом и девятом этажах башни и состоят из трех отдельных узлов: механизма хода, механизма боя четверти часового боя. Три гири, каждая из которых весит от 10 до 14 пудов (160-224 килограмма), приводят часы в действие. С помощью маятника весом 2 пуда (32 килограмма) поддерживается точность хода часов. Общий вес их примерно равен 25 тоннам. Диаметр каждого из четырех циферблатов 6,12 метра, высота цифр - 72 сантиметра, длина часовой стрелки - 2,97 метра, длина минутной стрелки - 3,28 метра.
Московский кремль. Спасская Башня. В 1917 году, в дни октябрьских боев, часы были повреждены артиллерийским снарядом. Кремлевский слесарь-часовщик Н. В. Беренс восстановил часы, а художник и музыкант М. М. Черемных набрал на игральный вал мелодию “Интернационала”. В августе 1918 года москвичи услышали первый удар часового колокола, кремлевские куранты исполнили гимн трудящихся.

Московский кремль. Звезды Московского Кремля.
Московский кремль. История Московского Кремля. После переезда в Кремль, Советское правительство проявляет большую заботу об охране и реставрации памятников старины. 18 мая 1918 года дается специальное указание о реставрации Никольской башни - одной из наиболее пострадавших во время боев за Кремль в октябре-ноябре 1917 года.
Московский кремль. История Московского Кремля. Реконструкцией кремлевских башен занимались и в последующие годы. 7 ноября 1935 года снимают четырех орлов, венчавших до того Спасскую, Боровицкую, Никольскую и Троицкую башни, и двух орлов со здания Исторического музея. На указанных четырех башнях Кремля установили пятиконечные звезды из высоколегированной нержавеющей стали и красной листовой меди. Народный художник СССР Ф. Ф. Федоровский разработал рисунок звезд. В середине каждой звезды укрепили эмблемы серпа и молота, украшенные драгоценными уральскими самоцветами. Так впервые над древним Кремлем засияли рукотворные звезды.
Московский кремль. История Московского Кремля. К 20-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции уже на пяти кремлевских башнях, в том числе и на Водовзводной, были установлены новые, светящиеся рубиновые звезды. В 1945 -1946 годах, кремлевские звезды были реконструированы и значительно усовершенствованы.
Московский кремль. История Московского Кремля. Звезды Кремля сделаны из специального трехслойного рубинового стекла, их каркас выполнен из нержавеющей стали и рассчитан на максимальное давление ураганного ветра. Все внешние детали, обрамляющие звезды, покрыты золотом толщиной 50 микрон. Художники и реконструкторы определили форму и размеры каждой звезды в соответствии с архитектурой и высотой башен.
Московский кремль. История Московского Кремля. Кремлевские звезды горят круглосуточно, причем днем они освещаются более интенсивно, чем ночью. Размер рубиновых звезд - от 3 до 3,75 метра, вес от 1 до 1,5 тонны. Несмотря на значительный вес, звезды благодаря специальной системе подшипников легко и плавно вращаются под воздействием даже небольшого ветра.
Московский кремль. История Московского Кремля. В 1974 году, в канун 57-ой годовщины Великого Октября, когда интенсивно велись работы по реставрации и реконструкции памятников архитектуры Кремля и красной площади, на звездах кремлевских башен было обновлено рубиновое стекло, установлены новые каркасы. Тогда же была проведена реставрация курантов. Три месяца оставались неподвижными стрелки часов на Спасской башне. Работники НИИ Часовой промышленности, расположенного в Москве, почти полностью обновили этот уникальный механизм.
Московский кремль. История Московского Кремля. Ныне Московский Кремль - не только уникальный историко-архитектурный памятник. Теснейшими узами он связан с современностью. Он живет полнокровной, динамичной жизнью, которая дает резонанс в самых отдаленных уголках планеты. Архитектурный ансамбль Кремля живописен и гармоничен. Его композиционным центром является величавая колокольня Ивана Великого. Центральную, Соборную площадь Кремля, сложившуюся в конце 15-го начале 16-го века, образуют наиболее древние постройки московского зодчества соборы Успенский, Благовещенский, Архангельский, церковь Ризположения, Грановитая палата, Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов и звонница. Древние соборы Кремля - замечательные памятники русской национальной архитектуры, сокровищницы ценнейших произведений древней живописи и декоративно- прикладного искусства. Каждый собор превращен ныне в музей со своей неповторимой коллекцией, которая собиралась в течение столетий.
Московский Кремль. История Руси.
Московский кремль. Музеи Московского Кремля.
Соборы Московского Кремля. Успенский Собор. Главное место среди музеев-соборов Московского Кремля занимает Успенский Собор (1475-1479).  Успенский Собор был построен итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. За образец был взят Успенский собор города Владимира. Возведению собора придавалось огромное значение. Великие московские князья стремились подчеркнуть и утвердить могущество столицы складывающегося централизованного Русского государства, а также преемственность власти от великих князей владимирских.
Соборы Московского Кремля. Успенский Собор. Величавость архитектуры Успенского собора - в цельности и строгости его пропорций, в могучем пятиглавии куполов. Внутри собора - высокие своды, удивительный простор, обилие света и воздуха. Богато украшенный стенописью, иконами, резьбой по дереву, драгоценной утварью, шитьем, Успенский собор поражал современников своим великолепием, пышностью убранства, красочностью.
Соборы Московского Кремля. Успенский Собор. Документы рассказывают, что в 1481 году художники Дионосий, Тимофей, Ярец и Коня выполнили иконостас собора. Вероятно, эти же мастера украсили его алтарь фресками. Из частично дошедших до нас живописных композиций XV века интересны фрески с изображением «преподобных» на алтарной преграде, а также композиции: «Семь спящих эфесских», «Сорок мучеников севастийских», и росписи Похвальского придела. Впервые полностью собор был расписан в 1513- 1515 годах.
Соборы Московского Кремля. Успенский Собор. Значительный интерес представляет сохранившаяся настенная живопись собора 1642- 1643 годов, выполненная большой артелью мастеров (их было более ста). Лучшие живописцы земли Русской были приглашены в столицу государства. Старинная настенная живопись неоднократно поновлялась, записывалась маслом во время ремонтных работ, при подготовке к торжественным церемониям.
Соборы Московского Кремля. Успенский Собор. В Успенском соборе веками собирались также замечательные произведения декоративно-прикладного искусства работы талантливых русских мастеров.
Соборы Московского Кремля. Успенский Собор. Монументальные южные двери собора покрыты десятью медными листами, на которых золотой наводкой выполнены библейские сцены, затейливые орнаменты, славянские надписи.
Соборы Московского Кремля. Успенский Собор. Ближе к южной стороне собора находится резное деревянное царское место Ивана Грозного, изготовленное в 1551 году. На трех стенках трона вырезаны надписи и барельефные изображения легенд о походах воинов Владимира Мономаха и о перенесении из Царьграда в Москву царских регалий. У западного входа в собор помещен ажурный медный шатер, отлитый искусным литейщиком Дмитрием Сверчковым в 1624 году.
Соборы Московского Кремля. Успенский Собор. Двадцать два огромных паникадила освещают собор. Необычна центральная люстра, выполненная в виде огромного снопа пшеницы. Как рассказывает легенда, она отлита из серебра, отбитого у наполеоновских войск русскими солдатами в 1812 году.
Соборы Московского Кремля. Успенский Собор. Успенский собор был не только первым по значению храмом на Руси, но и главным общественным зданием Русского государства, рассчитанным на проведение пышных, торжественных церемоний. В Успенском соборе оглашались государственные акты. Здесь присягали на верность московскому великому князю удельные князья, венчались на царство цари и короновались императоры. В соборе похоронены московские митрополиты и патриархи. Их гробницы расположены вдоль стен.
Московский Кремль. История Руси.
Соборы Московского Кремля. Благовещенский Собор. В южной части Соборной площади, ближе к Москве-реке, находится Благовещенский Собор - домовая церковь русских царей. Он является памятником русского зодчества, в котором как в фокусе собраны достижения национальной архитектуры той эпохи. Построенный в стиле раннемосковского зодчества псковскими мастерами в 1484-1489 годах, храм первоначально был небольшой, увенчанный тремя главами. В 60-х годах ХУ1 века были возведены четыре одноглавые церкви(приделы) над галереями собора и две ложные- над сводами, после чего собор превратился в живописное девятиглавое здание. В 70-х годах ХVI века для царя Ивана Грозного с южной стороны пристроили паперть с высоким белокаменным крыльцом. С севера и запада собор имел красивые белокаменные резные порталы, выполненные русскими мастерами в ХУ1 веке. Южный портал восстановлен в 1950 году в формах ХУ века по сохранившимся деталям.
Соборы Московского Кремля. Благовещенский Собор. Внутри Благовещенский собор невелик. Легкие ступенчатые своды покоятся на четырех прямоугольных столпах. У западной стены, согласно древнерусской традиции, устроены хоры для царицы и царских детей. Обращает на себя внимание необычный пол этого здания, набранный из плиток красновато-охристой драгоценной агатовидной яшмы.
Соборы Московского Кремля. Благовещенский Собор. В Благовещенском соборе сохранился один из древнейших русских иконостасов - памятник огромной историко-художественной ценности. В двух его ярусах (праздничном и деиссусном) расположены произведения православных живописцев- А. Рублева, Ф. Грека и Прохора с Городца. Созданные в 1405 году, иконы перенесены в современный собор из древнего несохранившегося храма. Большая часть икон написана Ф. Греком, замечательным мастером монументальной живописи.
Соборы Московского Кремля. Благовещенский Собор. Позже, в 16-ом веке, псковские мастера создают еще один, верхний, четвертый ряд иконостаса. Изображения пятого ряда относятся к 19-му столетию. В нижнем (местном) ряду иконостаса сохранились интересные произведения древнерусской и византийской живописи начала 14-го века-“Спас на престоле” и “Богоматерь Одигитрия” . Оклад иконостаса выполнен московскими мастерами в 19-ом веке из золоченой чеканной бронзы с красочной эмалью.
Соборы Московского Кремля. Благовещенский Собор. Почти все иконы этого собора неоднократно записывались, поновлялись. Считалось, что многие из них погибли во время пожаров. Начатые в 1918 -1920 годах реставрационные работы дали бесценным творениям новую жизнь.
Соборы Московского Кремля. Благовещенский Собор. Несколько столетий фрески Благовещенского Собора находились под поздними записями - под слоями красок, нанесенными на первоначальную живопись. В 1946-1961 годах художники Центральных реставрационных мастерских и села Палеха восстановили древнюю настенную роспись Благовещенского Собора.
Московский Кремль. История Руси.
Соборы Московского Кремля. Церковь Ризположения. С западной стороны Успенского собора расположена маленькая одноглавая Церковь Ризположения. Ее построили псковские мастера в 1484-1485 годах в стиле раннемосковской архитектуры. В результате неоднократных позднейших переделок внешний вид этой церкви значительно изменился. Реставрационные работы, проведенные в 1920-х, 1950-х и 1960-х годах, позволили восстановить ее первоначальный архитектурный облик.
Соборы Московского Кремля. Церковь Ризположения. Храм стоит на высоком подклете. Фасады его разделены по вертикали на три части, центральные простенки которых выше и шире боковых. Карниз заканчивается килевидной формы закомарами. Живописность зданию придают и фриз-пояс в виде декоративных балясинок и орнамента из обожженной глины (терракоты), и щелевидные окна, расположенные на фасаде и барабане главки.
Соборы Московского Кремля. Церковь Ризположения. Интересно внутреннее убранство храма. Свод покоится на четырех столпах. Стены и столпы сплошь покрыты живописью строго канонического содержания. Ее выполнили в 1644 году живописцы Сидор Поспеев и Иван Борисов, принимавшие участие в росписи Успенского собора, а также Семен Абрамов. Живопись отличается ярким колоритом и высокой художественностью исполнения, композиционно же фигуры росписей на столпах несколько великоваты для столь камерного пространства храма.
Соборы Московского Кремля. Церковь Ризположения. В 1955-1956 годах настенная живопись церкви Ризположения была расчищена от позднейших записей, промыта и закреплена. В это же время реставрировался иконостас, иконы которого были выполнены в 1627 году артелью живописцев под руководством известного художника Назария Истомина-Савина. Свежесть и сочность красок, серебряные, богато орнаментированные оклады, высокое мастерство исполнения ставят иконостас в ряд замечательных произведений искусства первой половины ХVII века.
Соборы Московского Кремля. Церковь Ризположения. Интерьер церкви украшают две великолепные подставки под свечи, инкрустированные цветным воском и расписанные красками “тощие свечи” . Надписи на подставках свидетельствуют о том, что они сделаны по заказу при патриархе Иосифе в 1643 году.
Соборы Московского Кремля. Церковь Ризположения. В древности церковь Ризположения примыкала к Патриаршим палатам и являлась домовой церковью патриархов, а с середины XVII века стала также дворцовой церковью.
Московский Кремль. История Руси.
Соборы Московского Кремля. Архангельский Собор. Напротив Благовещенского собора находится Архангельский Собор. Он построен в 1505-1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым на месте древнего храма, сооруженного еще при Иване Калите в 1333 году. Сохранив традиционные формы и план русского пятиглавого храма, зодчий в наружном убранстве здания придал ему черты, характерные для венецианской дворцовой архитектуры эпохи Ренессанса. Архангельский собор отличается нарядностью, обилием декоративных деталей. Фасады разделены стройными пилястрами и украшены двумя карнизами, которые как бы делят здание на два этажа. Полукружия закомар декорированы белокаменными раковинами.
Соборы Московского Кремля. Архангельский Собор. Северный и западный входы собора украшают белокаменные резные порталы, покрытые золотом и красками. Главный вход собора, расписанный русскими живописцами выразительными фресками с изображением сцены “Крещение Руси”, находится в широком углублении-лоджии.
Соборы Московского Кремля. Архангельский Собор. В конце 16-го века начале 17-го века с восточной стороны собора были пристроены два придела- святого Уара и Иоанна Предтечи. В 1773 году, при закладке Большого Кремлевского дворца по проекту В. И. Баженова, собор дал трещины, после чего с южной стороны были подведены два мощных контрфорса, которые укрепили стены, но изменили первоначальный облик памятника.
Соборы Московского Кремля. Архангельский Собор. Интересен и наряден интерьер Архангельского собора, полностью выполненный в древнерусских традициях. Своды покоятся на шести столпах: четыре из них находятся в центре храма, а два - в алтаре. Внутреннее пространство здания освещают двухъярусные щелевидные окна.
Соборы Московского Кремля. Архангельский Собор. Собор был расписан во второй половине 16-го столетия, то есть через полвека после постройки. Эта живопись сохранилась лишь фрагментарно (в алтаре, на западной паперти) . В 1652- 1666 годах большая артель живописцев из Ярославля, Костромы, Вологды под руководством Симона Ушакова и Степана Рязанца выполнила фрески собора, повторив сюжетную канву живописи 16-го века.
Соборы Московского Кремля. Архангельский Собор. В содержании росписи Архангельского собора переплетаются сюжеты, выражающие важные политические идеи позднего средневековья, и сцены с изображениями литературно-повествовательного характера. Многие композиции отражают борьбу русского народа за независимость. На четырех столпах изображены русские князья: Андрей Боголюбский (сын Юрия Долгорукого), Ярослав Всеволодович (отец Александра Невского), сам Александр Ярославич Невский (великий русский полководец, герой Невской битвы и Ледового побоища), Данил Александрович (основатель удельного московского княжества) и другие. На южной стене изображены великие московские князья, похороненные в этом соборе. Их длиннополые широкие одежды покрыты богатым золотым узором из цветов, листьев и стеблей, подобных тем, что украшают откосы окон и порталов собора. Роспись декоративна и создает настроение большой торжественности и нарядности. Тематика живописи полностью подчинена идее становления централизованного русского государства.
Соборы Московского Кремля. Архангельский Собор. Интересен резной золоченый иконостас 1680-1681 годов, четырехъярусный, выполненный в стиле русского барокко. Иконы для него написаны в те же годы Дорофеем Ермолаевым, Михаилом Милютиным и другими мастерами.
Соборы Московского Кремля. Архангельский Собор. Большую художественную ценность представляют иконы первого ряда иконостаса. Среди них выделяется икона “Архангел Михаил” (московская школа конца 14- го начала 15-го века). Архангел Михаил изображен в рост, в воинских доспехах, с мечом в руке. В образе мужественного, сильного воина художник отобразил уверенность русского народа в победе над врагами отчизны.
Соборы Московского Кремля. Архангельский Собор. С начала 14-го до первой половины 18-го века Архангельский собор был усыпальницей русских великих князей и царей. Первым в нем похоронен Иван Калита. Здесь же находится гробница великого русского полководца, героя Куликовской битвы Дмитрия Донского, великого князя Ивана III, царя Ивана IV Грозного и его сыновей, а также первых царей Романовых: Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и их сыновей. Петр I и все последующие императоры (кроме Петра II) были похоронены в Петербурге, в Петропавловском соборе.
Соборы Московского Кремля. Архангельский Собор. В соборе-усыпальнице находится 46 гробниц, в них 52 захоронения. На гробницах белокаменные резные надгробья 17-го века с орнаментальными надписями вязью. В начале 20 века они были заключены в специальные застекленные медные футляры.
Соборы Московского Кремля. Архангельский Собор. Гробницы Ивана IV Грозного и его сыновей, царевича Ивана Ивановича и царя Федора Ивановича, помещены в алтарной части.
Соборы Московского Кремля. Архангельский Собор. В приделе Иоанна Предтечи находится гробница знаменитого полководца Михаила Скопина-Шуйского, который в грозные годы польской и шведской интервенции сыграл большую роль в освободительной борьбе русского народа против Лжедмитрия II.
Московский Кремль. История Руси.
Соборы Московского Кремля. Колокольня Ивана Великого. В центре Кремля на Соборной площади возвышается величественная белоснежная и златоглавая Колокольня Ивана Великого, имеющая три яруса.
Соборы Московского Кремля. Колокольня Ивана Великого. Колокольня Ивана Великого построена в 1505- 1508 годах, а ее верхний ярус надстроен в 1600 году. Об этом свидетельствует надпись под куполом, сделанная золотыми буквами: “... повелением Великого Государя Царя и Великого Князя Бориса Федоровича... храм совершен и позлащен во второе лето государства их 108(1600) ” . В свое время колокольня Ивана Великого была самым высоким зданием на Руси (высота ее 81 метр) и являлась сторожевой, сигнальной башней, с которой хорошо обозревались окрестности в радиусе 2530 километров. Столп колокольни сложен из большемерного кирпича, цоколь и фундамент из белого камня. В первом ярусе колокольни помещалась древняя церковь Иоанна Лествичника. В толще стены на верхние ярусы ведет каменная лестница из 83 ступеней. В восьмерике второго яруса она переходит в винтовую лестницу из 149 ступеней. Металлическая лестница третьего яруса (в 97 ступеней) спиралеобразно поднимается по стене и заканчивается в куполе Всего в колокольне 329 маршевых ступеней.
Соборы Московского Кремля. Колокольня Ивана Великого. В 1532- 1543 годах зодчий Петрок Малый пристроил к колокольне Ивана Великого звонницу, а в 17-ом веке с северной стороны была сооружена так называемая Филаретовскская пристройка. На колокольне и звоннице до сих пор висят колокола (всего 21 колокол) замечательные произведения русского литейного искусства. Самый большой из них Успенский колокол весом около 70 тонн - отлит искусным мастером Я. Завьяловым.
Соборы Московского Кремля. Колокольня Ивана Великого. В 1812 году, при отступлении армия Наполеона из Москвы, звонница и пристройка были взорваны. Столп колокольни Ивана Великого дал трещину, но устоял. Это свидетельствует об исключительной прочности здания, о высоком мастерстве его строителей. Звонницу и пристройку восстановили к 1819 году по проекту архитектора Д. И. Жилярди.
Московский Кремль. История Руси.
За колокольней Ивана Великого находится Ивановская площадь. На ней в старину размещались здания приказов - государственных учреждений. Утром дьяки оглашали здесь царские приказы. Из - за шума толпы кричать приходилось очень громко, отсюда и возникла русская поговорка «кричать во всю Ивановскую».
Московский Кремль. История Руси.
Царь Колокол. У подножия колокольни Ивана Великого стоит знаменитый Царь Колокол. Царь Колокол был отлит в Кремле опытным литейщиком Иваном Моториным и его сыном Михаилом в 1733-1735 годах. Русские мастера Василий Кобелев, Петр Серебряков, Петр Галкин, Петр Кохтев и другие искусно украсили поверхность колокола рельефным орнаментом, изображениями царя Алексея Михайловича и царицы Анны Ивановны, а также надписями, в которых излагается история отливки уникального колокола.
Царь Колокол. В 1737 году в Москве произошел пожар, который охватил и Московский Кремль. От неравномерного охлаждения при тушении огня раскаленный, висевший на деревянных лесах колокол дал трещины. От него откололся кусок весом 11,5 тонны. После пожара колокол долгое время находился в яме, и лишь в 1836 году по специально разработанному проекту архитектора А. А. Монферрана он был поднят и установлен на постамент.
Царь колокол. «Царь колокол» самый большой колокол в мире. Его вес составляет 200 тонн, высота - 6,14 метров, диаметр - 6,6 метра.
Московский Кремль. История Руси.
Царь пушка. Недалеко от Царь колокола установлен другой интересный памятник литейного искусства - Царь пушка. Отлил ее из бронзы известный русский мастер Иван Чохов в 1586 году. Вес пушки - 40 тонн, длина - 5 метров 34 сантиметра, калибр - 890 миллиметров. По калибру это самая большая пушка в мире. Стрелять из нее должны были картечью. Царь-пушка отвечала всем требованиям, которые предъявлялись к боевым пушкам в 16-ом веке, и предназначалась для обороны Московского Кремля.
Царь пушка. Лафет, на котором установлена Царь-пушка, и ядра, лежащие около нее, - декоративные, чугунные, отлитые в 1835 году в Петербурге на заводе Берда. Вес каждого пушечного ядра равен одной тонне.
Московский Кремль. История Руси.
Патриаршие Палаты и Собор Двенадцати Апостолов. С северо-восточной стороны Успенского собора находятся Патриаршие Палаты и Собор Двенадцати Апостолов, построенные в 1652-1655 годах при патриархе Никоне. Разобрав находившуюся ранее в Кремле церковь Соловецких чудотворцев и расчистив территорию бывшего двора Бориса Годунова, русские мастера, используя древние подклети, возвели для патриарха грандиозные трехэтажные палаты. Простота и скромность внешней архитектуры здания контрастировали с пышной, необычной отделкой внутренних покоев крупнейшего феодала страны.
Патриаршие Палаты. Патриаршие палаты представляют собой интересный комплекс архитектурных сооружений. Он состоит из жилых палат и помещений общественного назначения, включает в себя многочисленные комнаты, кельи, узкие лестницы и переходы, характерные для русской архитектуры 17-го века. Особый интерес представляет огромный зал – Крестовая палата, перекрытая единым, без опоры в центре, сомкнутым сводом. Площадь ее составляет около 280 квадратных метров. Крестовая палата являлась парадным залом, в котором проходили заседания церковных соборов, приемы высшего духовенства, устраивались праздничные парадные обеды.
Собор Двенадцати Апостолов. Непосредственно к Патриаршим палатам примыкает домовая церковь. Возведенная также при патриархе Никоне, церковь лишь в 1681 году получила название Двенадцати апостолов. Собор украсили стенописью, установили резной иконостас, пол выстлали муравлеными, то есть керамическими, поливными плитками.
Патриаршие Палаты и Собор Двенадцати Апостолов. После Великой Октябрьской социалистической революции в Патриаршем дворце и церкви Двенадцати апостолов велись большие реставрационные работы. В 1922 году с северной стороны церкви была открыта заделанная ранее кирпичная паперть с белокаменной резной колонной, а также начаты работы по раскрытию проездных арок. Летом 1955 года во время реставрации Соборной площади полностью восстановили проездные арки под церковью, ведущие на бывший патриарший двор. В 1950-1960 годах и в начале 1980-х годов были восстановлены архитектурные детали, живопись и резьба иконостаса. Кроме того, специалисты реставрировали иконы. В результате Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов предстали перед посетителями Кремля в своем первоначальном виде.
Собор Двенадцати Апостолов. В соборе Двенадцати апостолов бережно сохраняется резной золоченый иконостас первой трети 18-го века. Он перенесен сюда в 1929 году из бывшего Вознесенского монастыря, находившегося в Московском Кремле.
Московский Кремль. История Руси.
Собор Василия Блаженного. В 1555 -1560 году рядом с Лобным местом вырастает так называемый собор Василия Блаженного. Главный собор с крупным, ясно читающимся силуэтом. Около него, с юго-восточной стороны, вертикаль колокольни или выполняющей те же функции церкви, с юго-запада - княжеский дворец.
Собор Василия Блаженного. Уже во второй половине 17-го века с этой церковью во многом связывается общественная жизнь столицы. Недаром Иван Грозный ознаменовывает взятие Казани строительством именно здесь деревянного храма Покрова с приделами во имя тех святых, на чьи дни памяти пришлись наиболее значительные события Казанского похода. В 1555 - 1560 годах деревянный храм заменяет церковь Посника и Брамы - собор Покрова “на рву”, или, в народном обиходе, - Василий Блаженный (по имени достроенного в 1588 году придела), ставший еще одним своеобразным символом Москвы.
Московский Кремль. История Руси. Музеи Кремля.
Оружейная палата. Здание знаменитой Оружейной палаты, расположенной в Московском Кремле, возле Боровицких ворот, на склоне Кремлевского холма, построено специально для музея в 1851 году. Проект разработан архитектором К. А. Тоном. Строительство этого здания завершило формирование грандиозного архитектурного ансамбля Московского Кремля, складывавшегося на протяжении столетий. Парадный фасад музея, обращенный к Москве-реке, богато украшен белокаменными резными колоннами и оконными наличниками в подражание древнерусской архитектуре XVII столетия.
Оружейная палата. История создания Оружейной палаты и ее коллекции тесно связана с развитием Московского Кремля, становлением многонационального Русского государства. В течении столетий создавалось это редкое по своей ценности собрание, где хранятся золотые и серебряные изделия, государственные регалии, драгоценные ткани, древнейшее оружие, конское убранство. Многие изделия, представленные в государственном хранилище, выполнялись здесь же, в мастерских Кремля, или их привозили ко двору русских государей в качестве посольских даров. Большая часть предметов на протяжении веков использовалась в быту и при официальных церемониях.
Оружейная палата. Уже в 14-ом веке Оружейная палата представляла собой сокровищницу великих князей. Постепенно росла великокняжеская казна, и для ее хранения к концу 15-го столетия между Архангельским и Благовещенским соборами было выстроено специальное каменное здание (1484-1485), которое позднее стало называться Казенным двором. Со временем великокняжеская казна приобрела значение государственного хранилища.
Оружейная палата. Надо отметить, что Оружейная палата в начале своей деятельности была одновременно и хранилищем государственных ценностей, и производственными мастерскими. Здесь изготовляли различные оружия и доспехи для русских воинов. Тут же с древнейших времен при дворе работали художественные и живописные мастерские. Художники-живописцы расписывали царские хоромы, кремлевские соборы и церкви, создавали парсуны (портреты) и иконы.
Оружейная палата. В 1711 году Оружейная палата претерпевает большие изменения, так как многие ее мастера переводятся в новую столицу Русского государства - Петербург. В 1721 году Оружейная палата, мастерская Царицына палата, Казенный двор и Конюшенный приказ были объединены и стали называться Мастерская Оружейная палата. Она становится хранилищем древних исторических ценностей, представляя собой как бы прообраз ныне существующего музея.
Оружейная палата. В то время специальных помещений для хранения сокровищ Оружейной палаты не было, и великолепные произведения искусства портились от постоянных перемещений. Большой ущерб нанес Оружейной палате пожар 1737 года, во время которого погибло немало ценностей, в том числе трофейное оружие и знамена, взятые у шведов в битве под Лесной.
Оружейная палата. В начале 19-го века в Кремле на месте двора Бориса Годунова, неподалеку от Троицких ворот, возводится специальное здание для музея Оружейной палаты по проекту архитектора И. В. Еготова. Однако оно не было в полной мере приспособлено для хранения ценностей и имело много недостатков.
Оружейная палата. В 1851 году, возводится новое здание Оружейной палаты на месте бывшего Конюшенного приказа, рядом с Боровицкой башней. В этом здании музей размещается и сегодня.
Оружейная палата. Здание Оружейной палаты имеет два этажа. Анфиладой расположены высокие двусветные залы второго этажа, перекрытые крестовыми сводами, опирающимися на центральные массивные столбы. На втором этаже и размещена основная часть коллекции этого уникального музея.
Оружейная палата. В 19-ом столетии Оружейная палата играла большую роль в развитии русской исторической науки и искусствоведения.
Оружейная палата. Надо отметить, что в 1920 -х. годах палата значительно расширила свои собрания и кроме поступивших коллекционных частных произведений, сюда добавляются сокровища из Патриаршей ризницы Московского Кремля, из ризниц многочисленных русских соборов и монастырей.
Оружейная палата. Сегодня же Оружейная палата является одним из самых популярных музеев страны. Она входит в состав Государственных музеев Московского Кремля, имеет специализированные реставрационные мастерские.
Оружейная палата. Неповторимое собрание уникальных памятников Оружейной палаты широко известно в нашей стране и за рубежом. Оно поражает не столько огромной материальной ценностью экспонатов, блеском золота и серебра, сиянием драгоценных камней, сколько высокой техникой исполнения, тонким художественным вкусом, неисчерпаемым богатством фантазии, необыкновенной одаренностью мастеров из народа, создавших эти прекрасные произведения.
Московский Кремль. История Руси. Музеи Кремля.
Алмазный фонд нашей страны был выделен в 1922 году из государственного хранилища. В него вошли уникальные драгоценные камни, шедевры мирового ювелирного искусства, в том числе бывшие коронационные регалии, имеющие большую историческую и художественную ценность.
Московский Кремль. История Руси. Музеи Кремля.
Большой Кремлевский Дворец. На южной линии Кремлевского холма величественно расположился Большой Кремлевский дворец - сложный архитектурный комплекс гражданских и церковных построек, возводившихся начиная с 15-го столетия. В него входят Грановитая палата и Святые сени - часть дворца 15-го столетия, Золотая Царицына палата 16-го века, Теремной дворец, сооруженный в 17-ом веке на древних белокаменных подклетках, дворцовые соборы и церкви.
Большой Кремлевский Дворец. В 17-ом веке комплекс неоднократно перестраивался. Свой современный вид он получил в 1838-1849 годах, когда по проекту и под общим руководством архитектора К. А. Тона, при участии известных зодчих Н. А. Герасимова, Ф. Ф. Рихтера, был построен новый ансамбль дворца с фасадом, выходящим на Москву - реку. В новом дворце разместились парадный вестибюль, парадная лестница, аванзал и анфилады залов, получивших названия в честь русских орденов: Георгиевский, Владимирский, Андреевский, Александровский и Екатерининский, а также так называемые Собственная (первый этаж) и Парадная (второй этаж) половины дворца.
Большой Кремлевский Дворец. До революции Большой Кремлевский Дворец был парадной московской резиденции российских царей.
Большой Кремлевский Дворец. В 1487 год, когда одновременно с Грановитой закладываются на этом самом месте великокняжеские, так называемые Набережные палаты. Ход времен отмечался для них нескончаемыми перестройками, большими или меньшими, иногда и вовсе незначительными переделками, и все же, в конечном счете, неузнаваемо менявшими первоначальный вид и планировку. В середине 18-го века новый, очередной, выстроенный на этом месте дворец включает в себя старую постройку, но в 1812 году становится жертвой пожара.
Большой Кремлевский Дворец. Восстановительные работы велись архитекторами А. Бакаревым, И. Мироновским, И. Таманским при участии В. Стасова. Однако новый вариант дворца показался неудовлетворительным из-за недостаточно больших размеров: он не мог вместить всей свиты собиравшихся приехать в Москву Александра I. Очередная перестройка предполагала возведение В. Стасовым третьего этажа, отделка которого была спешно завершена к сентябрю 1817 года. Запечатленный на рисунках, картинах, описанный очевидцами, дворец просуществовал меньше четверти века. На его месте решением Николая I в конце 1830-х годов возводится новое, дошедшее до наших времен здание Большого Кремлевского дворца(1838-1849), которое должно было отвечать изменившимся представлениям о государственных масштабах и значении Российской империи. Потребность в значительном увеличении размеров дворца повлекла за собой снос не только предшествующего дворцового помещения, но и ряда соседствовавших с ним более древних кремлевских построек. Ведущим архитектором строительства стал академик К. А. Тон.
Большой Кремлевский Дворец. Выученик петербургской Академии художеств, в течение десяти лет совершенствовавшийся затем в Италии на изучении памятников римской архитектуры, К. А. Тон принадлежал к тому поколению зодчих, которые в своем творчестве обращаются к искусству прошлого. Разновременные и разнохарактерные архитектурные детали и строительные приемы складывались в своеобразный сплав, получивший историческое определение эклектизма. Для К. А. Тона особый интерес представляло древнерусское зодчество, на заимствованиях из которого он вырабатывал свой, так называемый «тонковский стиль», наиболее ярко проявивший себя в широко известном памятнике героям Отечественной войны 1812 года - храме Христа Спасителя.
Большой Кремлевский Дворец. К началу работы над Большим Кремлевским Дворцом К. А. Тон приобрел известность и значительность большим числом церковных построек, и так называемой Набережной со Сфинксами в Петербурге.
Большой Кремлевский Дворец. Мотивы древнерусского зодчества и орнаментики, использованные в оформлении фасадов дворца, носят не случайный характер. К. А. Тон старается соотнести новое здание со старыми теремами, создать впечатление стилевой преемственности и единого архитектурного комплекса. Имеющий в основе своего плана букву П, Большой Кремлевский Дворец смыкается с теремами, образуя вместе с ними замкнутый внутренний двор.


Москва. Исторические места Москвы.
Московский Кремль. История Кремля. Кремлевские башни.
Московский Кремль. Башни Московского Кремля.
Московский кремль имеет 20 башен. Три башни Московского Кремля (Беклемишевская, Водовзводная и Угловая Арсенальная), стоящие в углах треугольника, имеют круглое сечение, остальные - квадратное.
Башни Московского Кремля:

Беклемишевская башня (Москворецкая). Москва. Кремль

Беклемишевская башня (Москворецкая). Москва. Кремль.       
 
Константино-Еленинская башня (Тимофеевская). Москва. Кремль.
Константино-Еленинская башня (Тимофеевская). Москва. Кремль.       

 Набатная башня. Москва. Кремль.
Набатная башня. Москва. Кремль.       
 
Царская башня. Москва. Кремль.
Царская башня. Москва. Кремль.       

Спасская башня (Фроловская). Москва. Кремль  
Спасская башня (Фроловская). Москва. Кремль.       
 
Сенатская башня. Москва. Кремль.
Сенатская башня. Москва. Кремль.       

Никольская башня. Москва. Кремль  
Никольская башня. Москва. Кремль.       
 
Угловая Арсенальная башня (Собакина). Москва. Кремль
Угловая Арсенальная башня (Собакина). Москва. Кремль.       
 
Средняя Арсенальная башня (Гранёная). Москва. Кремль
Средняя Арсенальная башня (Гранёная). Москва. Кремль.       
 
Троицкая башня. Москва. Кремль
Троицкая башня. Москва. Кремль.       
 
Кутафья башня. Москва. Кремль
Кутафья башня. Москва. Кремль.       

Комендантская башня (Колымажная). Москва. Кремль  
Комендантская башня (Колымажная). Москва. Кремль.       
 
Оружейная башня (Конюшенная). Москва. Кремль
Оружейная башня (Конюшенная). Москва. Кремль.       
 
Боровицкая башня (Предтеченская). Москва. Кремль.
Боровицкая башня (Предтеченская). Москва. Кремль.       

Водовзводная башня (Свиблова). Москва. Кремль  
Водовзводная башня (Свиблова). Москва. Кремль.       
 
Благовещенская башня. Москва. Кремль.
Благовещенская башня. Москва. Кремль.       
 
Тайницкая башня. Москва. Кремль.
Тайницкая башня. Москва. Кремль.       
 
Первая Безымянная башня. Москва. Кремль.
Первая Безымянная башня. Москва. Кремль.       
 
Вторая Безымянная башня. Москва. Кремль.
Вторая Безымянная башня. Москва. Кремль.       

Петровская башня (Угрешская). Москва. Кремль.  
Петровская башня (Угрешская). Москва. Кремль.    


Московский Кремль. Башни Московского Кремля.
Московский Кремль. История Кремля. Исторические места Москвы.

 

 

 

Лучший сайт женской тематики - Я самая красивая, модный женский сайт, самый лучший женский сайт, женский сайт о красоте

 

ПАРТНЕРЫ:

Политический-Клуб-Две-Столицы.рф
© 2-capital.ru