RUEN
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КЛУБ
ДВЕ СТОЛИЦЫ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
МОСКВА
ПАРТНЕРЫ:

Детские таланты России. Миссия фонда «Планета талантов» России.

Детские таланты России. Миссия фонда «Планета талантов» России.

Детские таланты России. Миссия фонда «Планета талантов» России.

Детские таланты России. Миссия фонда «Планета талантов» России.

 

Культура живет и развивается вместе с нами. Каждый день и каждую секунду на планете рождается множество новых и интересных идей.

То же самое происходит и в России.

Россия - поликультурная страна, где издревле существуют вместе большое количество этносов, имеющих равные возможности и сохраняющих свою самобытность. В нашей стране на протяжении всей истории грузины всегда оставались грузинами, якуты якутами, а ханты хантами, несмотря на то, что все эти народы жили внутри одной страны.

На наш взгляд, эта модель, дающая возможность сохранять различные культуры в рамках единого государства, позволяет осуществлять гармоничное развитие общества, не нарушая его исторических традиций. Ведь любая проблема может быть успешно решена только при условии рассмотрения её с разных точек зрения. А это значит, что такие точки зрения должны существовать, самостоятельно двигаться и развиваться.

Сохранение и развитие самых разных этнических культур задача очень важная.

Подводя краткий итог, отметим, что такой важной работой занимается международный Фонд поддержки и развития детского творчества «Планета талантов».

Важно подчеркнуть, что при работе фонда задача ставится не сохранить культуру в «музейном» виде как пережиток прошлого, а создать среду, которая даст возможность культуре воспроизводиться. Это возможно только том случае, если существуют каналы трансляции этой культуры. Дети должны знать и уважать культуру своего народа. А также должно быть пространство, где эта культура живет.

Именно поэтому фонд запускает масштабный проект «На крыльях таланта», призванный сложить среду, где ребятам разных народов было бы важно демонстрировать свою культуру, быть причастным к ней. Этот проект состоит из серии фестивалей, проходящих в столицах республик, куда приезжают гости со всей страны. Башкиры, удмурты, татары принимают ребят из других культур, показывают свою специфику, свою глубину и краски. А затем уже все вместе в завершение сезона собираются в Санкт-Петербурге, культурной столице нашей страны, чтобы провести настоящий поликультурный фестиваль.

Ведь только наличие многих культур даёт колоссальный ресурс для развития, а миссия фонда «Планета талантов» как раз и заключается в том, чтобы создавать условия для развития.

В повседневной жизни мы привыкли, что творчество и культура словно существует в особом пространстве, не связанном напрямую с реальной жизнью социума. Занимаясь танцами, музыкой, мы считаем, что это интересное хобби, а настоящая жизнь - это совсем другое: учеба, работа, экономика, политика, личные отношения.

На наш взгляд, такая точка зрения в корне неверна, это скорее заблуждение, миф, чем обоснованная позиция. Культура, без сомнения, - совершенно особое пространство, где собраны важнейшие образцы деятельности, коммуникации и мышления всего человечества. Но это пространство абсолютно живое, поскольку все наши действия, слова и мысли продиктованы именно тем, какой набор культурных образцов мы освоили, а точнее – присвоили. Чем ограниченнее, чем скуднее этот набор, тем ниже наш культурный уровень.

Все, что происходит в социальной жизни, напрямую связано с культурным уровнем членов социума. Детско-юношеский творческий фестиваль – это площадка, где юные члены нашего общества демонстрируют освоенные ими образцы художественной культуры; площадка, где осуществляется включение их в новые культурные горизонты через контакты с членами жюри, являющимися держателями культурной нормы, очевидно превосходящей ту, к которой имеют доступ участники. Итак, внутри конкурса-фестиваля протекают социокультурные процессы, но с другой стороны, и сам по себе фестиваль нужно рассматривать как социокультурное событие.

Конкурс-фестиваль в нашем понимании – это не только само мероприятие, где участники выступают на сцене, а жюри их оценивают. Фестиваль – это событие. Событие отличается от простого мероприятия тем, что оно существует и случается поверх непосредственно физических процессов. Оно возникает в сознании участников и длится до тех пор, пока оно оказывает какое-то влияние  на реальность, пока о нем есть память. Событие тем ярче, чем сильнее вызванные им перемены.

«Планета талантов» посредством конкурсов-фестивалей стремится сформировать пространство складывания механизмов отбора талантливой молодежи для ВУЗов и механизмов доступа к социальному лифтингу для творческих молодых людей. В связи с тем, что такое пространство представляется ресурсом для двух позиций – творческой молодежи и ВУЗов - мы можем называть его проектным. Проект - всегда такая форма кооперации позиций, в результате которой каждая из них получает доступ к новому ресурсу.

Задачей для фонда является сложить целую систему, позволяющую обеспечить поступление в лучшие творческие ВУЗы действительно талантливых молодых людей со всей страны. У подавляющей массы потенциальных абитуриентов, проживающих далеко от столиц, порой даже не возникает мысли о том, что поступление в Москве или Санкт-Петербурге для них возможно. С другой стороны, принимающие в ВУЗы преподаватели выбирают лишь из 200 ребят, значительная часть которых местные и лишь небольшая доля набравшихся смелости приезжих. В течение двух-трех недель им нужно оставить 25 лучших из 200 предложенных. Участие в фестивалях «Планеты талантов» позволяет преподавателям в течение всего года самим определить, кто из нескольких тысяч просмотренных ребят придет к ним на поступление.

По сути, такая система аналогична предметным олимпиадам, практика которых начала складываться в России еще в XIX веке, когда «Олимпиады для учащейся молодежи» проводило Астрономическое общество Российской Империи. С тех пор олимпиадное движение охватывало все новые и новые области - математику, химию, физику, затем предметы естественнонаучного цикла, следом оказались затронуты и гуманитарные дисциплины. Эти переходы, безусловно, связаны с той образовательной политикой, которую ведет государство, со стратегией развития, с тем, какие кадры, в первую очередь, должны осуществлять это развитие.

Конечно же, такая надстройка над основным образовательным процессом возникла не случайно. Она призвана решить задачу работы с одаренными детьми, теми, кто опережает средний уровень развития своих сверстников. С одной стороны, олимпиадная система является пространством, где ребенок может продемонстрировать свой уровень, с другой – становится определенным стимулом для повышения этого уровня. Но есть и еще одна функция - диагностическая или селекционная - эта система позволяет отбирать наиболее талантливых в данной области молодых людей для их дальнейшей профессионализации. Конечно же, речь не идет о том, что победители олимпиад поступают в ВУЗы без экзаменов, но заметная доля лояльности к таким абитуриентам, безусловно, присутствует. В некоторых учебных заведениях диплом победителя предметной олимпиады практически заменяет вступительное испытание на формальное собеседование.

Итак, в случае с предметными олимпиадами мы наблюдаем образовательную форму, в которой заинтересованы, как минимум, две позиции - одаренная молодежь и представители ВУЗов. Не будем забывать и об интересе государства в повышении профессионального уровня кадров.

С нашей точки зрения, именно такую кооперацию нужно выстроить также в творческих сферах – обучении танцу, пению, игре на музыкальных инструментах, игре в театре. Сегодня в ситуации кризиса мировоззрения,  вопрос о повышении качества образования в сфере культуры стоит особенно остро. Может ли считать себя российским  народ, дети которого не видят личной связи с историческими традиционными образцами российской культуры. Кризис идентичности, когда человек перестает отождествлять себя с народом, говорит о дефиците культурного образования в России.

Если в ответ на вопрос: «А почему ты русский?» человек не находит ничего, кроме: «Потому что живу в России», это говорит о том, что в действительности ответа у него нет. Русским человек становится только тогда, когда начинает воспроизводить в своей деятельности, в своем мышлении, в своей жизни образцы, присущие российской культуре. Это совершенно не означает, что нужно постоянно надевать кокошники, лапти и поклоняться Перуну. Конечно, это анахронизмы, которым сегодня вряд ли найдется место в реальной жизни. Хотя именно с этим часто ассоциируется «русскость» в бытовом представлении. Но культура, в том числе и русская, не стоит на месте, и развивается в мировоззрении, в традициях, в предметах быта и т.п.. Культура лежит в области мыследеятельности[1] и творчества – в высших слоях человеческой активности.

Ведь когда человек владеет культурным представлением, например, о том, что такое любовь, какие типы любви описаны русскими писателями и художниками, он никогда не будет вести себя по отношению к любимому человеку согласно тем шаблонам, которые закладывают в нас молодежные сериалы или голливудские фильмы. Любовь в них немного смущенно заменяется словом отношения, а отношения развиваются по более или менее одинаковой схеме: внимание, подарки, приглашения в кафе, поцелуй, физическая близость, дети, сомнения, ревность, ссора – вот почти полный список атрибутов современного представления об отношениях в молодежной среде.

Как же это скудно, когда один только Достоевский в своем творчестве изучил и показал, как минимум, три очень сложных, достаточно противоречивых типа – любовь страстную, когда человека охватывает желание полностью завладеть возлюбленным вместе с готовностью пожертвовать абсолютно всем ради него (например, Рогожин), любовь гордую, когда человека раздирают противоречивые чувства стремления к возлюбленному и невозможность открыться взаимному чувству (Настасья Филипповна), и любовь христианскую, с точки зрения Достоевского, высшую форму проявления любви, построенной на бескорыстном чувстве, не требующем ничего взамен (Мышкин). А есть еще Пушкин, Лермонтов, Толстой… Речь идет о том, что знакомство с каждым новым культурным образцом обогащает наше представление о том, как лично нам вести себя и строить свою жизнь. Мы становимся способны переживать реальность значительно более полно, многогранно; и действовать, основываясь далеко не только на инстинкте. Именно это и позволяет нам быть Человеком.

Точно такие же образцы скрыты в архетипах народной песни и танца, инструментальной музыке. Освоение классической музыки само по себе связано с развитием сознания, расширением его горизонтов, способностей восприятия. С этой точки зрения, повышение эффективности культурного образования сегодня становится задачей государственного масштаба, призванной решить вопрос о сохранении суверенной России как таковой.

Целенаправленное консциентальное воздействие, разрушает основы традиционного мировоззрения. Консциентальная война[2] ведётся в значительной степени средствами СМИ и информационных технологий. Объектом воздействия является сознание, но не его носитель. Основная задача такого воздействия заключается в том, чтобы сломать существующие способы и формы идентификации личностей по отношению к общностям, вызвать кризис самоопределения. Таким образом, можно добиться уничтожения страны, культуры, без физического уничтожения населения.

Когда человек принимает на себя не конструктивную («я принадлежу такой-то культуре»), а деструктивную («я точно не принадлежу к такой-то культуре») идентичность, возникает своеобразная пустотность, отсутствие понимания целей в жизни, поскольку отрицание не ведёт к созидательному действию. В состоянии такой «пустотности» человек готов хвататься за любой, даже псевдокультурный образ, заполняющий внутреннюю пустоту. Такой образ может быть специально сфабрикован и внедрён через СМИ, может не иметь никаких культурных основ, не предполагать никаких целей, не связанных с потреблением, но для человека в подобном состоянии он станет привлекательным.

В сложившейся ситуации значимость культурного образования достигает масштабов государственной важности. Только приложив значительные усилия в эту область, можно подготовить и защитить сознание населения от процессов, направленных на уничтожение суверенитета страны.

 

Планета талантов шагает по России!

Народный артист РФ, профессор, Художественный руководитель и дирижёр ансамбля Финист Балалайка Российского государственного музыкального телерадиоцентра, академик Международной Академии Информатизации, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени

И.Ф. Обликин

Вице-президент фонда поддержки и развития детского творчества «Планета талантов»

И.А. Зенин



[1] Здесь термин «мыследеятельность» употребляется в традиции мыследеятельностной методологии, направления, разработанного Московским Методологическим кружком под руководством Г.П. Щедровицкого в 60-90-е годы двадцатого века.

[2] Подробнее о консциентальной войне и способах её ведения см. Громыко Ю.В., «Оружие поражающее сознание – что это такое?», альманах «Россия – 2010». Или по ссылке http://www.pereplet.ru/text/grom0.html

Детские таланты России. Миссия фонда «Планета талантов» России.

***

Женский сайт: Я-самая-красивая.рф (www.i-kiss.ru)

 

***

ПАРТНЕРЫ:

Политический-Клуб-Две-Столицы.рф
© 2-capital.ru